|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВАЗ-2121/2123/21213/2131 Нива Комфортабельный вездеход "Нива" произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Он вызвал к жизни целый класс подобных компактных и комфортабельных внедорожников, мода на которые в наши дни во всем мире достигла пика. Но тогда этот в целом удачный автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе! Дело было в завышенной цене при сравнительно малом ресурсе машины и дефиците некоторых запчастей, так что централизованно назначенные цены временно пришлось даже снижать. Рынок же расставил все по своим местам, и автомобиль, бывший самым дорогим из "общедоступных" у нас, стал, как и на Западе, самым дешевым в своем классе. Отличная проходимость, благодаря удачной развесовке по осям, постоянному полному приводу (конструкторы утверждают, такая схема прогрессивнее, хотя на практике из-за компоновочных особенностей приводящая к перерасходу топлива и износу трансмиссии), максимальная унификация (как показала практика, излишняя) по узлам с другими моделями Волжского автозавода и добротная нестареющая внешность позволяют ветерану нашего автопрома находить сбыт не только у себя на родине, но и в развитых странах. В 1992 году стандартный 80-сильный двигатель от ВАЗ-2106 заменили более мощным 1,7-литровым с бесконтактной системой зажигания, что заметно улучшило динамику этой модификации под индексом ВАЗ-21219 на шоссе и придало уверенность на бездорожье. В свое время были и экспортные версии ВАЗ-21211 с 69-сильным 1,3-литровым двигателем. Они и динамикой-то никак не отличались - до 100 км/ч за 23 с. В 1993-м последовала следующая стация модернизации "Нивы", после чего ее стали обозначать ВАЗ-21213. Прежде всего изменили устаревший интерьер а-ля ВАЗ-2106 с дерматиновыми сиденьями и устаревшую панель приборов в том же духе. Заднюю часть кузова с высоким порогом багажника и фонарями от той же "шестерки" заменили на новые квадратной формы и соответственно понизили порог 265-литрового багажника до уровня бампера. Но, впрочем, по вместимости кузов остался прежним - четырехместным, с затрудненной посадкой на задний ряд сидений. Остальные изменения коснулись только силовых узлов. Коробка передач получила пятую, повышающую ступень. Трансмиссию также несколько переработали под более мощный двигатель, что надежности, к сожалению, не добавило. Версии, оснащенные двигателем с центральным впрыском и каталитическим нейтрализатором отработавших газов (на экспорт), обозначаются как ВАЗ-21214. Мелкосерийно делают удлиненные на 300 мм варианты: бронированный инкассаторский ВАЗ-212182 "форс" и его <гражданское> исполнение ВАЗ-21218 "Фора". Помимо этого малыми сериями с 1993 года на опытном производстве АвтоВАЗа начали изготавливать и удлиненные на полметра трехдверки "Кедр" ВАЗ-2130 и ВАЗ-2129, а позже на их базе более практичные, с удобным входом и выходом из салона, пятидверные пятиместные универсалы ВАЗ-2131 с увеличенным на 125 мм шагом между рядами сидений и широкой задней подушкой от ВАЗ-2108. С 1997 года к ним добавились двух-пятиместные 0,5-тонные пикапы семейства ВИС-2346, которые сменили на рынке неудачные бортовые мини-грузовики "Бизон" ФВК-2302, ранее также сработанные на базе "Нивы" и производившиеся по 1995 год. Как и прежде, самый слабый и недолговечный узел "Нивы" - трансмиссия. Раздельное расположение "раздатки" и пятиступенчатой коробки передач и их соединение коротким шарнирным валом (после 1993 года он заменен ШРУСом от ВАЗ-1111 "Ока") вызывает шум и низкочастотную вибрацию, а то и дробь машины в движении. Тем более что завод последние два года вообще перестал обращать внимание на взаимную центровку этих агрегатов. В значительной степени создают шумовой эффект и штатные шины ВлИ-5. Впрочем, следует признать, что после проведенной модернизации в 90-х топливный аппетит снизился на 10 %, хотя и остался вполне солидным, а динамические характеристики возросли благодаря снижению передаточного числа главной пары с 4,3 до 4,1 и 3,9. Неудобный вход и выход из салона - старая проблема короткой стандартной "Нивы", хотя есть и удлиненные, но и более дорогие версии. А вот качество сборки в последнее время, к сожалению, принижает достоинства модели. Некоторые западные тюнинговые фирмы до сих пор делают на базе "Нивы" кабриолеты и пикапы, не считая различных исполнений типа "Люкс".
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|